КОНСТИТУЦИЯ ШВЕЙЦАРИИ 1874 ГОДА

Почти все народы мира живут по конституциям своих стран. Сами конституции можно разделить на две категории: 1) конституции республиканские (для элиты) и 2) конституции демократические (для всего народа данной страны). Вторых в истории очень мало, - это конституции СССР (разных годов) и старейшая конституция Швейцарии 1874 года. Именно в ней есть обязательные пункты для идеальной народной конституции.

Но лучше понять поучительные особенности данной конституции нам поможет: 

Предисловие редактора русского перевода Я. М. Магазинера (1917 год):

       « …Швейцария даёт нам много такого, чего мы нигде больше в Европе не найдём.

    1. На первом месте должно быть поставлено прямое народное законодательство, и притом в трёх важнейших его видах.

Прежде всего, здесь господствует начало, в силу которого никакое изменение конституции невозможно, если за него непосредственно не голосовало большинство швейцарского народа и большинство кантонов. /(А конституция России 1993 года по сути черновик, который постоянно изменяется "слугами народа" в угоду себе и президенту.)/ Таким образом, швейцарская конституция находится под бдительною охраною самого народа, и без его согласия, выраженного непосредственно самим народом, никакое изменение конституции не может быть допущено.

Парламент Швейцарии (Союзное Собрание) обязан передать на утверждение народа и кантонов всякое выработанное им изменение конституции, и … без утверждения народа-суверена никакой проект изменения конституции … не имеет никакого значения. /(Вспомним, как распотрошили и отменили Конституцию СССР "слуги народа" без всякого согласия этого народа.)/

Например, ныне /(до 1999 года)/ действующая конституция Швейцарии принята парламентом 31 января, большинством народа она принята 9 апреля, большинством кантонов – с марта по май, и вступила в силу 21 мая 1874 года.

Это право народа утверждать свою конституцию есть конституционный или учредительный референдум.

     Но народ вправе также и сам, по своему почину, изменять конституцию, то есть имеет учредительную инициативу: по требованию 50 000 граждан парламент обязан запросить народ, желает ли он пересмотра конституции? И, если народ согласен, то парламент переизбирается, а новый парламент обязан произвести требуемый пересмотр конституции, согласно пожеланию народа.

Более того, те же 50 000 граждан могут через голову парламента передать на голосование народа уже готовый, разработанный проект частичного (или полного) изменения конституции , причём парламент может представить народу … и свой … контрпроект.

То есть народ может не только принять или отклонить проект изменения конституции, но – что особенно важно – он сам может предлагать и проводить, какие считает нужными, изменения конституции, и, значит, может сам, по собственному почину, строить и перестраивать основы своего государственного здания. /(Вот что нам необходимо для смены этой тоталитарно-торгашеской и изрядно потрёпанной поправками ельцинской конституции)/.

     Наконец, и при издании не только конституционных, но и обыкновенных законов швейцарский народ имеет право голосования этих законов, если он сам того пожелает (законодательный референдум) по поводу всякого закона, если он имеет общегосударственное значение и терпит отлагательство; 30 000 граждан могут потребовать, чтобы этот закон или мера были переданы на народное голосование /(правильнее - в обязательном порядке одобрение любого закона через референдум в течение 3-х месяцев или полугода)/; вследствие этого правительство не публикует закон или меру сразу после его одобрения парламентом, а ждёт три месяца, не потребует ли 30 000 граждан всенародного голосования данного закона. Если требование не заявлено, закон или мера вступает в силу (и публикуется). Если же требование заявлено, и затем народ на референдуме отвергнет этот закон или меру, то закон не вступает в силу и утрачивает всякое значение. /( "...не выносить его на референдум в течении пяти лет", а то в Швейцарии нашли лазейку: парламент выносит и выносит на референдумы непринятый закон, пока народ не сдастся и не примет нужный власти закон)/ 

Это право народа требовать на своё утверждение законы называется факультативным референдумом, в отличие от обязательного референдума, при котором каждый закон, без всякого требования, обязательно передаётся на утверждение народа. Обязательный референдум существует, как видим, только для конституционных законов, а для обыкновенных законов установлен факультативный референдум.

Таким образом, швейцарский народ сам стоит на страже не только своей конституции, но и обыкновенных законов, и не допустит их изменения, если он того не пожелает.

      Замечательной чертой всех этих учреждений, то есть инициативы и референдума, учредительного и законодательного, составляет идея, что народ, избрав парламент, избирает себе не господина, а уполномоченного, действия которого он обязательно или по желанию своему проверяет... Избрав парламент, народ не может погрузиться в политическую дремоту до следующих выборов, а непременно должен следить за ходом политической жизни в стране, и во всех важнейших вопросах права и политики последнее решающее слово принадлежит самому народу, а не его представителям.

     2. Но не только основание политической пирамиды Швейцарии – народ – достоин пристального изучения … Верхушка этой пирамиды – президент /(по сути, - первый министр или «первый среди равных»)/ не менее достоин внимания…

Если нам придётся выбирать президента: на кого он должен более походить – на северо-американского, выбираемого народом, или на французского, выбираемого парламентом?.. Оба они в вопросах внешней /(и внутренней )/ политики более самостоятельны, чем следует … Можно ли ограничить эту власть?

Швейцария даёт положительный ответ: президент Швейцарии есть один из семи министров, избранных парламентом на три года; он избран тем же парламентом на один год, без права последующего переизбранияглавная его обязанность – председательствовать в Совете Министров, то есть быть премьер-министром; никаких прав в области внешней политики (исключая парадное представительство) он не имеет, то есть он не вправе заключать никаких договоров или давать от своего имени какие-либо обязательства.

Если основной дефект монархии заключается в том, что она стесняет самоопределение народа; если главное преимущество президента перед монархом в том, что он является ответственным и сменяемым чиновником, - то принцип республики тем лучше выражен, чем меньше значения имеет в ней президент. Вот почему неправильно, чтобы его избрал весь народ. Ибо это даёт ему огромную политическую силу, которая может быть обращена и против парламента, и против народа. Вспомним Ельцина и его расстрел Верховного Совета : то есть его одного избрал народ, а 350 депутатов избирал «другой» народ! )/

 Неправильно также, чтобы президент имел то влияние, какое представлено французскому президенту (назначение министров, распоряжение военной силой, отсрочка и закрытие сессий, заключение некоторых международных договоров и т. д.). Лучше всего было бы, если его власть не превышала бы той, которую имеет президент Швейцарии…

      3. Наконец, особый интерес представляет федеративное устройство Швейцарии. Хотя и Германия является федерацией, но ей недостаёт нормального признака всякой федерации: равноправность государств, входящих в федерацию. Например, в Союзном Совете Пруссия имеет фактически 20 голосов из 61,..Саксония – 4, многие 1 голос. Получается не конституция, а договор между львом, пол-дюжиной лисиц и десятками мышей. Правда, преобладание Пруссии легко объясняется тем, что она составляет 3/5 союза, но потому в 1871 году и не удалось создать истинную федерацию.

…Здесь весьма ценен опыт Швейцарии: 22 кантона посылают поровну представителей в Совет кантонов (по 2 от кантона), хотя бы один кантон имел в 10 раз больше населения … и ни в чём другом ни один кантон не имеет никаких привелегий или преимуществ перед другими.

 

…Но есть в швейцарской конституции нечто такое, что делает её близкою для всякого свободного народа, что поднимает её значение над всякою данною историческою минутою и сообщает её вечное значение.

Это вера в народ, убеждение в том, что не только для народа, но и через народ может и должна быть преобразована вся политическая и социальная жизнь…

               Союзная Конституция Швейцарской Федерации 29 мая 1874 г. с изменениями, последовавшими по 1905 г. : съ предисловием и подъ редакциею Я. М. Магазинера / перевод с французского текста 1905 г. Л. М. Магазинеръ. – Петроград: Акц. об-во Муравей, 1917. – 92 с. "                                                                   

                                                                                        ***                                                       

 Но в обществе и государстве не меньшее значение имеет материальная жизнь, вернее, материальная справедливость. В отличие от кабинетной диалектики Гегеля природа чаще решает противоречия мирно, по законам эклектики. И нам стоит не раздувать противоречия до миллиардеров и бомжей, а законодательно изо всех граждан страны организовать средний класс.

 Как это сделать?

Ответ-подсказка тоже есть в конституции Швейцарии…, но за 1999 год:  " Максимальная пенсия превышает минимальную пенсию не более чем вдвое." 

А для полной социальной справедливости формула должна стать всенародной :"   Максимальный доход каждого гражданина может превышать  минимальный доход не более чем вдвое." Что бы там не выдумывали экономисты, но за свой труд каждый человек расплачивается временем своей жизни ( и здоровьем), а за вычетом сна ( и ещё кое-чего) у всех людей остаётся не более  14 - 16 часов на труд при обычном 8-ми часовом рабочем дне. Это только у некоторых олигархов в сутках 25 часов, которые они все без остатка тратят на свой непосильный труд; рекомендуем им взять бессрочный отпуск... на необитаемом острове.

 В наше время виртуальных денег контролировать доход весьма просто. 

  1. Всем гражданам, решившим жить в сельской местности,  открыть счёт, скажем, по сто тысяч швейцарских франков на человека (но  в собственных денежных единицах). Городским жителям по пятьдесят тысяч швейцарских франков на человека. 2) На крупные покупки деньги только со счёта с историей операций для ясности. 3) Для обращения оставить мелкие купюры, снимать со счёта которые можно суммой, не более 500 швейцарских франков в месяц. 4) Разрешено зарабатывать и иметь на личном счёте не более 200 тысяч (в швейцарских франках); всё выше заработанное автоматически списывается в бюджет. 5) Отменить денежную наследственность. 6) Банк должен быть только один (и его филиалы) – народный, который осуществляет денежное обращение в стране и может давать кредиты, но без процентов.

Основное условие денежного обращения – открытость, то есть полное отсутствие тайны вкладов и коммерческих тайн; полное искоренение бирж, акций, авизо, МММ и прочих спекулятивных операций с целью наживы. Деньги – это средство обращения, а не средство наживы ради "священной частной собственности" и господства над "электоратом". Хождение в стране только собственных денег; никаких зарубежных вкладов: хочешь за границу – скатертью дорога.

Главное условие материального равенства - это верхний предел для денежного капитала, который должен быть ясно выражен в каждой конституции, объявляющей себя демократической, в смысле народной.     

 Приняв конституцию Швейцарии за основу, любое государство избавит себя от олигархов и элиты; кроме того, станет процветающим и миролюбивым, так как от оружия и войн прибыль денежным мешкам и слава наполеончикам... А народам – голод и горе, кровь и смерть.